В классе четвертом как-то меня спросили взрослые: «Кем ты хочешь стать?» Я без раздумий ответила: «Учителем русского языка и литературы». С тех пор ни на одну минуту не изменила своей детской мечте, которая спустя время превратилась в реальность. Вот уже более двадцати лет работаю учителем русского языка и литературы.
С детства стать мечтала педагогом
И приняла решение по сему
Так суждено было, верно, Богом,
Уединение и покой мне ни к чему.
За плечами не один выпуск школьников. И каждый из них остается в памяти и сердце, каждому из них отдана частичка своего «Я».
Слова Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то - твое» - можно с уверенностью отнести к учителю, считающему эту профессию своим призванием, работающему самоотверженно и с душой. В наши дни сложилось довольно устойчивое мнение, что профессия учителя не престижна в силу различных социальных условий. Но я, как человек, выбравший эту профессию по зову сердца, гордо несу звание - «Учитель». Гордость учителя - самая высокая, самая бескорыстная гордость на Земле. Это гордость тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и отдавая, обогащается. Я думаю, что искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на психологию и педагогику, творчески используя их, проникать в самые далекие уголки детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки. Я считаю, нет будней и однообразия в процессе работы с детьми. Отличительная особенность труда учителя по призванию состоит в том, что он многократно повторяется в детях, в них, как в зеркале отражается его духовная культура, интеллект, его сердечность, вкусы и привычки. Учитель учит, пока живет, и живет, пока учит. Множество воспитанников до конца своих дней благодарны учителю за прекрасные часы своей жизни - часы ученичества. Но голова учителя успеет поседеть, пока он сможет увидеть реальные плоды своего нелегкого, благородного труда
Который год подряд!
Доверчиво и беззащитно
глядят они. И я в кругу
тех синих, карих глаз.
Как на нескошенном лугу.
Они опять полны вниманья
Они любви ко мне полны
Они все видят! Только ранней
моей не видят седины.
В школьном расписании есть уроки математики, истории, русского языка, но нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Учитель учит, а в особенности литератор, всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он в гневе и в покое, в радости и печали. Он непрерывно воспитывает детей всем своим обликом и поведением, ведь гораздо ценнее воспитательное воздействие через конкретное дело, личный пример.
Побуждать живую, самостоятельную мысль ученика - это основа основ преподавания всех наук. Тогда каждый предмет обретет свою неповторимую прелесть, логическую связь с явлениями жизни. Наряду с этим учитель всегда должен стремиться дарить ребятам радость встречи с прекрасным. Воспитание нравственности тоже искусство воспитания любви к своей родине, к живой природе. Каждый урок учителя, который помнит об эстетическом воспитании и средствами своего предмета осуществляет его, становится не только открытием новых знаний, но и открытием красоты.
Как же сделать уроки русского языка уроками нравственности, красоты, доброты и вместе с тем не забыть о прямых задачах предмета - обучение грамотной устной и письменной речи... И здесь мастерство учителя в том, чтобы найти те ниточки в детских душах, которые помогли бы научить их творчески мыслить, содействовать развитию их личности, способной к общению с людьми, познанию мира. Именно коммуникабельные люди, умеющие красиво, грамотно вести диалог, свободно высказывающие свои мысли, востребованы в современном цивилизованном обществе.
В наше сложное время утеряны многие нравственные ценности, этому способствуют средства массовой информации, которые заполонили «дешевыми шоу», повальными безыдейными увлечениями, безнравственными, бессмысленными проектами экраны телевизоров. Все это приводит к тому, что дети растут без идеалов, без определенных целей, без убеждения, без мечты. Заполнить этот образовавшийся вакуум является задачей уроков литературы. С этой целью стараюсь научить детей воспринимать и понимать специфику изучаемого произведения, тем самым пробуждать интерес к серьезному чтению, его вдумчивому анализу, уделять большее внимание нравственно-эстетическому воспитанию, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания.
Хочу, чтоб пропускали через души
Пытливые мои ученики
В мире безразличия, равнодушия
Духовности, культуры островки.
Чтобы избежать духовного безразличия современных школьников ко всему окружающему, следует научить их видеть, чувствовать и понимать красоту. В решении этих серьезных задач помогают нетрадиционные формы проведения занятий: уроки-концерты, театрализованные постановки, урок- суд, урок-диспут, урок-беседа, поэтические часы, семинары, лекции. Такие занятия формируют у школьников собственное мнение, расширяют кругозор. Уроки-сценарии неизменно вызывают интерес учащихся старших классов, так как дают возможность окунуться в другую эпоху, сыграть ту или иную роль, побыть хоть какое-то время актером. Кроме того, подобные уроки предполагают более глубокое знание материала, биографии писателя, его мировоззрения, творчества. Все названные направления имеют общую объединяющую их задачу - привитие интереса к учебе, а в особенности к литературе.
Знакомя пытливых детишек с поэзией, стараюсь научить видеть в слове поэта самые живые краски природы, картины, образы, проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями, почувствовать красоту родной речи через выразительные языковые средства. За строчками и словами услышать звучание музыки, передать блеск красок, игру света, шелест садов, шум морского прибоя.
У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. А учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. И вот уже много лет для меня формулой жизни и учительского труда стали мудрые слова, переданные мне опытными наставниками: «Хочешь владеть душами ребят - отдай им свою душу».
Труд, в который вкладывается душа, без сомнений дает свои положительные результаты. Таковыми результатами в моей учительской деятельности являются около сорока выпускников - медалистов, среди них есть победители Всероссийских конкурсов, Республиканских олимпиад, конференций, призеры районных мероприятий.
Учитель должен быть Личностью в самом высоком смысле этого слова. Прав был К. Ушинский, когда утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания». И чем интеллигентнее учитель как личность, тем больше уверенности в том, что и его воспитанники вырастут людьми тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему истинно прекрасному в окружающем их мире, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству.
Именно таких учеников, способных видеть и чувствовать красоту, способных сострадать, сопереживать, нравственно чистых, с эстетическим вкусом, пытаюсь вырастить на протяжении многих лет, работая классным руководителем. А общение с родителями, видя и чувствуя их поддержку, дает еще больше сил и желания к творчеству.
В конце своих размышлений приведу народную мудрость, перефразируя ее применительно к учительской деятельности: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней потребности овладеть знаниями сдвига не произойдет. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний, как пробудить в них познавательную активность? Над этой проблемой работают педагоги, методисты, психологи, работаю и я, следуя принципу, что только то, что заинтересовало, тронуло душу, вызвало эмоциональный отклик, способствует решению учебных, воспитательных, нравственных, эстетических задач.
Тружусь я сердцем полного горения
Отбросив всех трудностей негатив,
Всю гибкость, интуицию, терпение
Благому делу, детям посвятив.