Суббота, 14.06.2025, 01:00
Бжедугова Фатима Хатифовна
учитель русского языка и литературы
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сценарий

литературно-музыкальной композиции «Целый мир от красоты» (по творчеству Афанасия Фета)

Цель: с помощью углубленного изучения творчества А. А. Фета способствовать воспитанию у учащихся интереса к слову и русской поэзии.

Учитель: Сегодня мы обратимся к творчеству Фета. Он имел славу, любовь и заботу жены, уважение и почитание друзей, среди которых были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Аполлон Григорьев, Яков Полонский. Лев Николаевич Толстой был самым ближайшим его другом, говорил даже, что, когда соберется туда, в другую жизнь, никого бы так не хотел взять в спутники, как Фета.

 

Учитель музыки: Поэзия Фета привлекла внимание композиторов уже в самом начале 1840-х годов. В 1850-е годы на стихи Фета появились романсы разных композиторов. Романсы на стихи Фета написали Чайковский, Римский-Корсаков, Донауров. Заметную роль в романсной судьбе поэзии Фета сыграла Полина Виардо (1821-1910). Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника. В 1864 году в Лейпциге вышел ее первый альбом романсов, в который вошли двенадцать стихотворений. Из них семь Пушкина и пять Фета. Фетовские романсы, наряду с пушкинскими, были коронными номерами во всех ее выступлениях.

- Наибольшую известность получил романс Варламова “На заре ты ее не буди”, ставший, по свидетельству Аполлона Григорьева, “песней почти народною”. В это же время Варламов создал романс по стихотворению «Давно ль под волшебные звуки». В 1847 году вышло нотное издание романса Гурилева “Я говорил при расставаньи”. Обращение ведущих романсных композиторов того времени к стихам раннего Фета не было случайностью. Таковой была закономерность взаимопроникновения поэзии и музыки. Русские композиторы Х1Х и ХХ веков создали более двухсот романсов на стихи Фета, многие из которых стали вокальной классикой

Учитель: В судьбе Афанасия Фета переплелось столько невероятного и трагического, что, пожалуй, могло бы стать сюжетом для создания романа в духе графа Монте-Кристо. Сегодня мы поговорим о событиях, которые наложили отпечаток на его судьбу.

Ведущий: В тайну своего происхождения Фет долгое время не был посвящен. Сын Шарлотты-Елизаветы Фёт, жены немецкого чиновника, появился на свет в доме орловского помещика Шеншина, с которым молодая женщина сбежала от мужа. До 14 лет мальчик носил фамилию отца, но когда раскрылись обстоятельства его появления на свет, юный Афанасий был лишен фамилии, титула и наследства, стал мишенью для насмешек товарищей.

Ведущий: Вернуть то, что было им, казалось, так непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, не останавливаясь ни перед чем, если нужно, все принося в жертву, стало своего рода навязчивой идеей, идеей – страстью, определившей весь его жизненный путь.

Ведущий: Только за 4 года до своей кончины, он добился звания придворного камергера и вернул фамилию своего отца - Шеншин. Для Афанасия это было самым счастливым событием в жизни. А пока он во всеуслышанье заявляет о том, о чем пришел рассказать в русской поэзии.

Чтец: Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

 

Ведущий: Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтичных событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Из плавных мелодичных строчек Фета рождаются воздушные очерки мотылька и бабочки. Мы слышим голоса соловья, жаворонка, стук вертлявого дятла. Словно впервые видим лукавую рыбку, пчел, ласточек, петуха, серебристого зайца, коня. В стихах поэта весь этот пестрый, ладный мир движется, дышит, радуется жизни!

Чтец:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!...

(1850)

Чтец: Пчелы

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая вползает пчела.

 

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу…

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

 

Нет, постой же! С тоскою моею

Здесь расстанусь. Черемуха спит.

Ах, опять эти пчелы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

(1854)

Чтец: Ласточки

Природы праздный соглядатай,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим прудом.

 

Вот понеслась и зачертила –

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье

И та же темная струя, -

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?

 

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

(1884)

Чтец: Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Ведущий: Афанасий Фет – поэт тонкой лирической души, умевший видеть и ценить красоту. Все творчество этого художника слова, по сути, посвящено одной теме – восхищению и тоске по красоте, которую так легко разрушить, теме страдания по исчезнувшей гармонии.

Чтец: Если ты любишь, как я, бесконечно,

Если живешь ты любовью и дышишь,

Руку на грудь положи мне беспечно:

Сердца биенья под нею услышишь.

О, не считай их! в них, силой волшебной,

Каждый порыв переполнен тобою;

Так в роднике за струею целебной

Падает влага горячей струею.

Пей, отдавайся минутам счастливым,-

Трепет блаженства всю душу обнимет;

Пей - и не спрашивай взором пытливым,

Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Ведущий: Музыка для Фета — это единственное искусство, которое передает мысли и чувства не в раздельности, а в нерасторжимом единстве — «разом», «каскадом». Музыка и душа! Однажды в письме к Л. Толстому Фет написал: «Все понимается музыкой груди». Такое понимание музыки у Фета сложилось под воздействием цыганского пения, которое занимало большое место в русской жизни прошлого века.

Ведущий: Фет имел вполне реальный опыт общения с московскими цыганами: в студенческие годы он влюбился в молодую цыганку из Зубовского трактира: Перестань, не пой, довольно! С каждым звуком яд любви Льется в душу своевольно И горит мятежно-больно В разволнованной крови. Эта история закончилась, конечно, расставанием, но оставила глубокий след в душе поэта: Снова слышу голос твой, Слышу и бледнею: Расставался как с душой С красотой твоею!

 

Ведущий: Музыку к стихоторению Афанасия Фета "Снова слышу голос твой..." написал композитор Борис Зайцев, известный как автор многих песен и романсов на стихи русских поэтов. Первыми исполнителями романса стали Роза Джелакаева и Пётр Деметр, затем Рада и Николай Волшаниновы, а также Николай Сличенко.

Исполняется романс:

 

Снова слышу голос твой,
Слышу и бледнею;
Расставался как с душой
С красотой твоею!

Если б муку эту знал,
Чуял спозаранку, -
Не любил бы, не ласкал
Смуглую цыганку.

Не лелеял бы потом
Этой думы томной
В чистом поле под шатром
Днем и ночью темной!

Что ж напрасно горячить
Кровь в усталых жилах?
Не сумела ты любить,
Я - забыть не в силах.

1840-е годы

 

Ведущий: В личной жизни Фет пережил настоящую драму. Во время военной службы в Херсонской губернии поэт познакомился с Марией Лазич. Она была образованной девушкой, любительницей поэзии, прекрасной пианисткой. Ее внешность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта.

 

Чтец:

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею,
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя —
О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Ведущий: Мария Лазич стала единственной героиней фетовской любовной лирики. Год за годом, до самой смерти посвящал он ей созвездие своих стихов. Когда Фету было под семьдесят, родилось это поэтическое признание:

Чтец: Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они гордой разлуки, 
Дрожат небывалой любовью...
Ведь годы ж прошли? И тогда-то 
Душа не изведала страсти... 
Что ж сердце болезненно окаю 
Влияньем неведомой власти?
Казалось бы, что ж? Отзвучала 
Последняя нежная ласка, 
По улице пыль пробежала, 
Почтовая скрылась коляска...
И только... Но песня разлуки 
С несбыточной шутит любовью, 
И носятся светлые звуки, 
И льнут к моему изголовью... 

Ведущий: Их счастье оказалось коротким. Мария Лазич не могла дать ему ни богатства, ни дворянства, и он решился на разрыв. Возвышенная любовь не выдержала испытание житейским расчетом.

Ведущий: Вместе с любовью к этой девушке Фет испытывал и сильное чувство вины, так как считал себя причастным к ее трагической гибели. Поэтому до конца своей жизни поэт посвящал избраннице полные нежности, грусти и боли стихи, ведя с ней мысленный диалог. Тайна Фета была раскрыта лишь после его смерти, когда в отдельной тетради обнаружилось огромное количестве стихов, посвященных Марии Лазич. Среди них оказалось и произведение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», написанное в 1886 году.

Чтец: Долго снились мне вопли рыданий твоих,— 
То был голос обиды, бессилия плач; 
Долго, долго мне снился тот радостный миг, 
Как тебя умолил я — несчастный палач».
 
Проходили года, мы умели любить, 
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, — и пришлось уходить: 
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?» 
Чуть в глазах я заметил две капельки слез; 
Эти искры в глазах и холодную дрожь 
Я в бессонные ночи навек перенес.

Ведущий: Мария мужественно приняла удар разлуки. Но однажды вечером она украсила цветами гостиную, зажгла множество свечей и одну из них «нечаянно» уронила на платье. Легкий тюль вспыхнул, девушка, пылая как факел, металась по саду. Несколько дней, умирая в страшных мучениях, она твердила обожженными губами: «Он ни в чем не виноват... Только я... Спасите письма». Те, кто знали о ее душевной драме, считали, что это было самоубийство.

Чтец: В благословенный день, когда стремлюсь душою 
В блаженный мир любви, добра и красоты, 
Воспоминание выносит предо мною 
 Нерукотворные черты.
Пред тенью милою коленопреклоненный, 
В слезах молитвенных я сердцем оживу 
 И вновь затрепещу, тобою просветленный, 
 Но всё тебя не назову.
 И тайной сладостной душа моя мятется; 
Когда ж окончится земное бытие, 
Мой ангел кротости и грусти отзовется
 На имя нежное твоё.

Ведущий: Смерть Марии стала для Фета страшным ударом, оправиться от которого ему так и не удалось до конца своих дней. Только после трагической кончины Марии к нему приходит осознание любви, единственной и неповторимой. Уже на склоне лет, в 1878 году, прозвучит его запоздалое признание:

Чтец: Как лилия глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья, —
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Ты душою младенческой всё поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

 

Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.

У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучит!

Ведущий: В стихотворении «На заре ты ее не буди» лирический герой обращается к невидимому собеседнику, которым становится каждый читатель произведения. Важно, что таким образом поэт как бы приобщает нас к тому, что он описывает в стихотворении, – из наблюдателей мы превращаемся в сопереживающих участников:

Ведущий: О чем же идет речь в этом лирическом произведении? Герой описывает нам прекрасную спящую девушку. Вся она – воплощение красоты, гармонии, полного слияния с окружающим миром:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

Ведущий: В 1842 году это стихотворение положил на музыку композитор А. Е. Варламов. Это был первый романс на стихи А. Фета. И музыка сочинялась специально для исполнения великим русским тенором — певцом Московской императорской труппы А. О. Бантышевым . Бантышев сам обратился с просьбой о создании для него романса к композитору Варламову, а тот выбрал недавно опубликованное стихотворение А.Фета. Уже с 1850-х г. романс «На заре ты ее не буди» входил в репертуары народных хоров и сольных профессиональных исполнителей. И в наши дни романс не утерял своей популярности и хорошо известен в исполнении современных певцов.

Исполняется романс: «На заре ты ее не буди»

Ведущий: Внутренний мир Афанасия Фета долгое время был закрыт для окружающих. Даже близкие поэта не догадывались о том, что на заре жизни он переживал настоящую душевную драму, связанную с гибелью любимой женщины. Фет всю свою жизнь терзался от того, что расстался с любимой из-за того, что мечтал жениться на богатой невесте.

Чтец: СТАРЫЕ ПИСЬМА

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Черты заветные, вы вновь передо мной, 
И в час душевных мук мгновенно воскресили 
Всё, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры 
Одну доверчивость, надежду и любовь, 
И задушевных слов поблекшие узоры 
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
 
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
 
А я доверился предательскому звуку —
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! —
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
 
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья 
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? 
Души не воскресит и голос всепрощенья, 
Не смоет этих строк и жгучая слеза. 

Ведущий: Между тем, он выгодно женился и вскоре вернул себе не только дворянский титул, но и утраченное состояние. Однако с годами Фет стал все больше и больше убеждаться в том, что счастье не зависит от наличия или же отсутствия материальных благ. В душе он продолжал любить Марию Лазич и посвятил ей огромное количество стихов.

Чтец: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Ведущий: Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад», написанное в 1877 году, когда поэт уже разменял шестой десяток, является произведением-воспоминанием, посвященным одному из самых светлых и счастливых периодов жизни Фета. Он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе девушки, которая разделяла его чувства. И память об этих романтических свиданиях легла в основу стихотворения, наполненного радостью и умиротворением, которые, тем не менее, приправлены острым чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно

Ведущий: Первые строчки стихотворения переносят читателей в старинный особняк, погруженный в темноту. Лишь лунный свет лежит у ног двух человек, которые находятся в гостиной. Из нее доносятся звуки рояля и нежный женский голос, который поет о любви. «Ты пела до зари, в слезах изнемогая», — отмечает поэт. Судя по всему, это была последняя ночь, которую он провел вместе с Марией Лазич, прощаясь с возлюбленной, но не подозревая о том, что меньше, чем через месяц она навсегда уйдет из его жизни, оставшись лишь в памяти.

Читать всё

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz